вторник, 11 января 2011 г.

Качество разрабатываемого ПО. Качество программного кода. Методы и средства их оценки и улучшения качества.

Качество программного обеспечения.


Проблемы разработки ПО

Наиболее распространёнными проблемами, возникающим в процессе разработки ПО, считают:

·         Недостаток прозрачности. В любой момент времени сложно сказать, в каком состоянии находится проект и каков процент его завершения.
Данная проблема возникает при недостаточном планировании структуры (или архитектуры) будущего программного продукта, что чаще всего является следствием отсутствия достаточного финансирования проекта: программа нужна, сколько времени займёт разработка, каковы этапы, можно ли какие-то этапы исключить или сэкономить — следствием этого процесса является то, что этап проектирования сокращается.
·         Недостаток контроля. Без точной оценки процесса разработки срываются графики выполнения работ и превышаются установленные бюджеты. Сложно оценить объем выполненной и оставшейся работы.
Данная проблема возникает на этапе, когда проект, завершённый более, чем на половину, продолжает разрабатываться после дополнительного финансирования без оценки степени завершённости проекта.
·         Недостаток трассировки.
·         Недостаток мониторинга. Невозможность наблюдать ход развития проекта не позволяет контролировать ход разработки в реальном времени. С помощью инструментальных средств менеджеры проектов принимают решения на основе данных, поступающих в реальном времени.
Данная проблема возникает в условиях, когда стоимость обучения менеджмента владению инструментальными средствами, сравнима со стоимостью разработки самой программы.
·         Неконтролируемые изменения. У потребителей постоянно возникают новые идеи относительно разрабатываемого программного обеспечения. Влияние изменений может быть существенным для успеха проекта, поэтому важно оценивать предлагаемые изменения и реализовывать только одобренные, контролируя этот процесс с помощью программных средств.
Данная проблема возникает вследствие нежелания конечного потребителя использовать те или иные программные среды. Например, когда при создании клиент-серверной системы потребитель предъявляет требования не только к операционной системе на компьютерах-клиентах, но и на компьютере-сервере.
·         Недостаточная надежность. Самый сложный процесс — поиск и исправление ошибок в программах на ЭВМ. Поскольку число ошибок в программах заранее неизвестно, то заранее неизвестна и продолжительность отладки программ и отсутствие гарантий отсутствия ошибок в программах. Следует отметить, что привлечение доказательного подхода к проектированию ПО позволяет обнаружить ошибки в программе до её выполнения. В этом направлении много работали Кнут, Дейкстра и Вирт. Профессор Вирт при разработке Паскаля и Оберона за счет строгости их синтаксиса добился математической доказуемости завершаемости и правильности программ, написанной на этих языках. Особенно крупный вклад в дисциплину программирования внёс Дональд Кнут. Его четырёхтомник «Искусство программирования» является необходимой для каждого серьезного программиста книгой.
Данная проблема возникает при неправильном выборе средств разработки. Например, при попытке создать программу, требующую средств высокого уровня, с помощью средств низкого уровня. Например, при попытке создать средства автоматизации с СУБД на ассемблере. В результате исходный код программы получается слишком сложным и плохо поддающимся структурированию.
·         Отсутствие гарантий качества и надежности программ из-за отсутствия гарантий отсутствия ошибок в программах вплоть до формальной сдачи программ заказчикам.
Данная проблема не является проблемой, относящейся исключительно к разработке ПО. Гарантия качества — это проблема выбора поставщика товара (не продукта).

Качество программного обеспечения — характеристика программного обеспечения (ПО) как степени его соответствия требованиям. При этом требования могут трактоваться довольно широко, что порождает целый ряд независимых определений понятия. Чаще всего используется определение ISO 9001, согласно которому качество есть «степень соответствия присущих характеристик требованиям».

Качество исходного кода

Качество кода может определяться различными критериями. Некоторые из них имеют значение только с точки зрения человека. Например, то, как отформатирован текст программы, совершенно не важно для компьютера, но может иметь серьёзное значение для последующего сопровождения. Многие из имеющихся стандартов оформления кода, определяющих специфичные для используемого языка соглашения и задающие ряд правил, улучшающих читаемость кода, имеют своей целью облегчить будущее сопровождение ПО, включающее отладку и обновление. Существуют и другие критерии, определяющие, «хорошо» ли написан код, например, такие, как:
·         Структурированность — степень логического разбиения кода на ряд управляемых блоков
·         Читаемость кода
·         Лёгкость поддержки, тестирования, отладки, исправления ошибок, изменения и портируемости
·         Низкая сложность кода
·         Низкое использование ресурсов: памяти и процессорного времени
·         Корректная обработка исключительных ситуаций
·         Низкое количество предупреждений при компиляции и линковке
·         Вязкость — свойство программного проекта или среды разработки затруднять внесение изменений предусмотренными в них методами
Методы улучшения качества кода: рефакторинг.

Факторы качества

Фактор качества ПО — это нефункциональное требование к программе, которое обычно не описывается в договоре с заказчиком, но, тем не менее, является желательным требованием, повышающим качество программы.
Некоторые из факторов качества:
·         понятность
Назначение ПО должно быть понятным, из самой программы и документации.
·         полнота
Все необходимые части программы должны быть представлены и полностью реализованы.
·         краткость
Отсутствие лишней, дублирующейся информации. Повторяющиеся части кода должны быть преобразованы в вызов общей процедуры. То же касается и документации.
·         портируемость
Лёгкость в адаптации программы к другому окружению: другой архитектуре, платформе, операционной системе или её версии.
·         согласованность
По всей программе и в документации должны использоваться одни и те же соглашения, форматы и обозначения.
·         сопровождаемость
Насколько сложно изменить программу для удовлетворения новых требований. Это требование также указывает, что программа должна быть хорошо документирована, не слишком запутана, и иметь резерв роста по использованию ресурсов (память, процессор).
·         тестируемость
Позволяет ли программа выполнить проверку реализованных в программе методов, классов, поддерживается ли возможность измерения производительности.
·         удобство использования
Простота и удобство использования программы. Это требование относится прежде всего к интерфейсу пользователя.
·         надёжность
отсутствие отказов и сбоев в работе программ, а также простота исправления дефектов и ошибок:
·         структурированность
·         эффективность
Насколько рационально программа относится к ресурсам (память, процессор) при выполнении своих задач.
·         безопасность

С точки зрения пользователя

Помимо технического взгляда на качество ПО, существует и оценка качества с позиции пользователя. Для этого аспекта качества иногда используют термин «юзабилити» (англ. usability — дословно «возможность использования», «способность быть использованным», «полезность»). Довольно сложно получить оценку юзабилити для заданного программного продукта. Наиболее важные из вопросов, влияющих на оценку:
·         Является ли пользовательский интерфейс интуитивно понятным?
·         Насколько просто выполнять простые, частые операции?
·         Насколько легко выполняются сложные операции?
·         Выдаёт ли программа понятные сообщения об ошибках?
·         Всегда ли программа ведёт себя так, как ожидается?
·         Имеется ли документация и насколько она полна?
·         Является ли интерфейс пользователя само-описательным/само-документирующим?
·         Всегда ли задержки с ответом программы являются приемлемыми?

Методы улучшения качества кода: рефакторинг.


Рефакторинг — процесс изменения внутренней структуры программы, не затрагивающий её внешнего поведения и имеющий целью облегчить понимание её работы. В основе рефакторинга лежит последовательность небольших эквивалентных (то есть сохраняющих поведение) преобразований. Поскольку каждое преобразование маленькое, программисту легче проследить за его правильностью, и в то же время вся последовательность может привести к существенной перестройке программы и улучшению её согласованности и четкости. Рефакторинг позволяет разрабатывать архитектуру программы постепенно, откладывая проектные решения до тех пор, пока не станет более ясной их необходимость.

Цели рефакторинга

Цель рефакторинга — сделать код программы более легким для понимания; без этого рефакторинг нельзя считать успешным. Рефакторинг следует отличать от оптимизации производительности. Как и рефакторинг, оптимизация обычно не изменяет поведение программы, а только ускоряет ее работу. Но оптимизация часто затрудняет понимание кода, что противоположно рефакторингу. С другой стороны, нужно отличать рефакторинг от реинжиниринга, который осуществляется для расширения функциональности программного обеспечения. Как правило, крупные рефакторинги предваряют реинжиниринг.

Причины применения рефакторинга

Рефакторинг нужно применять постоянно при разработке кода. Основными стимулами его проведения являются следующие задачи:
·         Необходимо добавить новую функцию, которая не достаточно укладывается в принятое архитектурное решение
·         Необходимо исправить ошибку, причины возникновения которой сразу не ясны
·         Трудности в командной разработке обусловлены сложной логикой программы

Какой код должен подвергаться рефакторингу

Во многом при рефакторинге лучше полагаться на интуицию, основанную на опыте. Но можно выделить наиболее очевидные причины, когда код нужно подвергнуть рефакторингу:
·         Дублирование кода
·         Длинный метод
·         Большой класс
·         Длинный список параметров
·         «Завистливые» функции — это метод, который чрезмерно обращается к данным другого объекта
·         Избыточные временные переменные
·         Классы данных
·         Несгруппированные данные

Рефакторинг кода

В программировании термин рефакторинг означает изменение исходного кода программы без изменения его внешнего поведения. В экстремальном программировании и других гибких методологиях рефакторинг является неотъемлемой частью цикла разработки ПО: разработчики попеременно то создают новые тесты и функциональность, то выполняют рефакторинг кода для улучшения его логичности и прозрачности. Автоматическое юнит-тестирование позволяет убедиться, что рефакторинг не разрушил существующую функциональность. Иногда под рефакторингом неправильно подразумевают коррекцию кода с заранее оговоренными правилами отступа, перевода строк, внесения комментариев и прочими визуально значимыми изменениями, которые никак не отражаются на процессе компиляции, с целью обеспечения лучшей читаемости кода.
Рефакторинг изначально не предназначен для исправления ошибок и добавления новой функциональности, он вообще не меняет поведение программного обеспечения. Но это помогает избежать ошибок и облегчить добавление функциональности. Он выполняется для улучшения понятности кода или изменения его структуры, для удаления «мёртвого кода» — всё это для того, чтобы в будущем код было легче поддерживать и развивать. В частности, добавление в программу нового поведения может оказаться сложным с существующей структурой — в этом случае разработчик может выполнить необходимый рефакторинг, а уже затем добавить новую функциональность.
Это может быть перемещение поля из одного класса в другой, вынесение фрагмента кода из метода и превращение его в самостоятельный метод или даже перемещение кода по иерархии классов. Каждый отдельный шаг может показаться элементарным, но совокупный эффект таких малых изменений в состоянии радикально улучшить проект или даже предотвратить распад плохо спроектированной программы.

Методы рефакторинга

Наиболее употребимые методы рефакторинга:
·         Изменение сигнатуры метода (Change Method Signature)
·         Инкапсуляция поля (Encapsulate Field)
·         Выделение класса (Extract Class)
·         Выделение интерфейса (Extract Interface)
·         Выделение локальной переменной (Extract Local Variable)
·         Выделение метода (Extract Method)
·         Генерализация типа (Generalize Type)
·         Встраивание (Inline)
·         Введение фабрики (Introduce Factory)
·         Введение параметра (Introduce Parameter)
·         Подъём поля/метода (Pull Up)
·         Спуск поля/метода (Push Down)
·         Замена условного оператора полиморфизмом (Replace Conditional with Polymorphism)

Изменение сигнатуры метода (Change Method Signature)
Заключается в добавлении, изменении или удалении параметра метода. Изменив сигнатуру метода, необходимо скорректировать обращения к нему в коде всех клиентов. Это изменение может затронуть внешний интерфейс программы, кроме того, не всегда разработчику, изменяющему интерфейс, доступны все клиенты этого интерфейса, поэтому может потребоваться та или иная форма регистрации изменений интерфейса для последующей передачи их вместе с новой версией программы.
Инкапсуляция поля (Encapsulate field)
В случае, если у класса имеется открытое поле, необходимо сделать его закрытым и обеспечить методы доступа. После «Инкапсуляции поля» часто применяется «Перемещение метода».
Выделение метода (Extract Method)
Заключается в выделении из длинного и/или требующего комментариев кода отдельных фрагментов и преобразовании их в отдельные методы, с подстановкой подходящих вызовов в местах использования. В этом случае действует правило: если фрагмент кода требует комментария о том, что он делает, то он должен быть выделен в отдельный метод. Также правило: один метод не должен занимать более чем один экран (25-50 строк, в зависимости от условий редактирования), в противном случае некоторые его фрагменты имеют самостоятельную ценность и подлежат выделению. Из анализа связей выделяемого фрагмента с окружающим контекстом делается вывод о перечне параметров нового метода и его локальных переменных.
Перемещение метода (Move Method)
Применяется по отношению к методу, который чаще обращается к другому классу, чем к тому, в котором сам располагается.
Замена условного оператора полиморфизмом (Replace Conditional with Polymorphism)
Условный оператор с несколькими ветвями заменяется вызовом полиморфного метода некоторого базового класса, имеющего подклассы для каждой ветви исходного оператора. Выбор ветви осуществляется неявно, в зависимости от того, экземпляру какого из подклассов оказался адресован вызов.
Основные принципы:
1.       вначале следует создать базовый класс и нужное число подклассов
2.       в некоторых случаях следует провести оптимизацию условного оператора путем «Выделения метода»
3.       возможно использование «Перемещения метода», чтобы поместить условный оператор в вершину иерархии наследования
4.       выбрав один из подклассов, нужно конкретизировать в нём полиморфный метод базового класса и переместить в него тело соответствующей ветви условного оператора.
5.       повторить предыдущее действие для каждой ветви условного оператора
6.       заменить весь условный оператор вызовом полиморфного метода базового класса

Проблемы, возникающие при проведении рефакторинга

·         проблемы, связанные с базами данных
·         проблемы изменения интерфейсов
·         трудности при изменении дизайна

Реинжиниринг программного обеспечения.


Реинжиниринг программного обеспечения — процесс создания новой функциональности или устранения ошибок, путём революционного изменения, но используя уже имеющееся в эксплуатации программное обеспечение. Процесс реинжиниринга описан Chikofsky и Кроссом в их труде 1990 года, как «The examination and alteration of a system to reconstitute it in a new form». Выражаясь менее формально, реинжиниринг является изменением системы программного обеспечения после проведения обратного инжиниринга.

Сложность реинжиниринга

Как правило, утверждается, что "легче разработать новый программный продукт". Это связано со следующими проблемами:
1.       Обычному программисту сложно разобраться в чужом исходном коде
2.       Реинжиниринг чаще всего дороже разработки нового программного обеспечения, т.к. требуется убрать ограничения предыдущих версий, но при этом оставить совместимость с предыдущими версиями
3.       Реинжиниринг не может сделать программист низкой и средней квалификации. Даже профессионалы часто не могут качественно реализовать его. Поэтому требуется работа программистов с большим опытом переделки программ и знанием различных технологий.
В то же время, если изначально программа обладала строгой и ясной архитектурой, то провести реинжиниринг будет на порядок проще. Поэтому при проектировании как правило анализируется, что выгоднее провести реинжиниринг или разработать программный продукт "с нуля".

Тестирование программного обеспечения.


Тестирование программного обеспечения — процесс исследования программного обеспечения (ПО) с целью получения информации о качестве продукта.

Введение

Существующие на сегодняшний день методы тестирования ПО не позволяют однозначно и полностью выявить все дефекты и установить корректность функционирования анализируемой программы, поэтому все существующие методы тестирования действуют в рамках формального процесса проверки исследуемого или разрабатываемого ПО.
Такой процесс формальной проверки или верификации может доказать, что дефекты отсутствуют с точки зрения используемого метода. (То есть нет никакой возможности точно установить или гарантировать отсутствие дефектов в программном продукте с учётом человеческого фактора, присутствующего на всех этапах жизненного цикла ПО).
Существует множество подходов к решению задачи тестирования и верификации ПО, но эффективное тестирование сложных программных продуктов — это процесс в высшей степени творческий, не сводящийся к следованию строгим и чётким процедурам или созданию таковых.
С точки зрения ISO 9126, Качество (программных средств) можно определить как совокупную характеристику исследуемого ПО с учётом следующих составляющих:
·         Надёжность
·         Сопровождаемость
·         Практичность
·         Эффективность
·         Мобильность
·         Функциональность
Более полный список атрибутов и критериев можно найти в стандарте ISO 9126 Международной организации по стандартизации. Состав и содержание документации, сопутствующей процессу тестирования, определяется стандартом IEEE 829-1998 Standard for Software Test Documentation.

История развития тестирования программного обеспечения

Первые программные системы разрабатывались в рамках программ научных исследований или программ для нужд министерств обороны. Тестирование таких продуктов проводилось строго формализованно с записью всех тестовых процедур, тестовых данных, полученных результатов. Тестирование выделялось в отдельный процесс, который начинался после завершения кодирования, но при этом, как правило, выполнялось тем же персоналом.
В 1960-х много внимания уделялось «исчерпывающему» тестированию, которое должно проводиться с использованием всех путей в коде или всех возможных входных данных. Было отмечено, что в этих условиях полное тестирование ПО невозможно, потому что, во-первых, количество возможных входных данных очень велико, во-вторых, существует множество путей, в-третьих, сложно найти проблемы в архитектуре и спецификациях. По этим причинам «исчерпывающее» тестирование было отклонено и признано теоретически невозможным.
В начале 1970-х тестирование ПО обозначалось как «процесс, направленный на демонстрацию корректности продукта» или как «деятельность по подтверждению правильности работы ПО». В зарождавшейся программной инженерии верификация ПО значилась как «доказательство правильности». Хотя концепция была теоретически перспективной, на практике она требовала много времени и была недостаточно всеобъемлющей. Было решено, что доказательство правильности — неэффективный метод тестирования ПО. Однако, в некоторых случаях демонстрация правильной работы используется и в наши дни, например, приемо-сдаточные испытания. Во второй половине 1970-х тестирование представлялось как выполнение программы с намерением найти ошибки, а не доказать, что она работает. Успешный тест — это тест, который обнаруживает ранее неизвестные проблемы. Данный подход прямо противоположен предыдущему. Указанные два определения представляют собой «парадокс тестирования», в основе которого лежат два противоположных утверждения: с одной стороны, тестирование позволяет убедиться, что продукт работает хорошо, а с другой — выявляет ошибки в ПО, показывая, что продукт не работает. Вторая цель тестирования является более продуктивной с точки зрения улучшения качества, так как не позволяет игнорировать недостатки ПО.
В 1980-х тестирование расширилось таким понятием, как предупреждение дефектов. Проектирование тестов — наиболее эффективный из известных методов предупреждения ошибок. В это же время стали высказываться мысли, что необходима методология тестирования, в частности, что тестирование должно включать проверки на всем протяжении цикла разработки, и это должен быть управляемый процесс. В ходе тестирования надо проверить не только собранную программу, но и требования, код, архитектуру, сами тесты. «Традиционное» тестирование, существовавшее до начала 1980-х, относилось только к скомпилированной, готовой системе (сейчас это обычно называется системное тестирование), но в дальнейшем тестировщики стали вовлекаться во все аспекты жизненного цикла разработки. Это позволяло раньше находить проблемы в требованиях и архитектуре и тем самым сокращать сроки и бюджет разработки. В середине 1980-х появились первые инструменты для автоматизированного тестирования. Предполагалось, что компьютер сможет выполнить больше тестов, чем человек, и сделает это более надежно. Поначалу эти инструменты были крайне простыми и не имели возможности написания сценариев на скриптовых языках.
В начале 1990-х в понятие «тестирование» стали включать планирование, проектирование, создание, поддержку и выполнение тестов и тестовых окружений, и это означало переход от тестирования к обеспечению качества, охватывающего весь цикл разработки ПО. В это время начинают появляться различные программные инструменты для поддержки процесса тестирования: более продвинутые среды для автоматизации с возможностью создания скриптов и генерации отчетов, системы управления тестами, ПО для проведения нагрузочного тестирования. В середине 1990-х с развитием интернета и разработкой большого количества веб-приложений особую популярность стало получать «гибкое тестирование» (по аналогии с гибкими методологиями программирования).
В 2000-х появилось еще более широкое определение тестирования, когда в него было добавлено понятие «оптимизация бизнес-технологий» (en:business technology optimization, BTO). BTO направляет развитие информационных технологий в соответствии с целями бизнеса. Основной подход заключается в оценке и максимизации значимости всех этапов жизненного цикла разработки ПО для достижения необходимого уровня качества, производительности, доступности.

Тестирование программного обеспечения

Существует несколько признаков, по которым принято производить классификацию видов тестирования. Обычно выделяют следующие:
По объекту тестирования:
·         Функциональное тестирование (functional testing)
·         Нагрузочное тестирование
·         Тестирование производительности (perfomance/stress testing)
·         Тестирование стабильности (stability/load testing)
·         Тестирование удобства использования (usability testing)
·         Тестирование интерфейса пользователя (UI testing)
·         Тестирование безопасности (security testing)
·         Тестирование локализации (localization testing)
·         Тестирование совместимости (compatibility testing)
По знанию системы:
·         Тестирование чёрного ящика (black box)
·         Тестирование белого ящика (white box)
·         Тестирование серого ящика (gray box)
По степени автоматизированности:
·         Ручное тестирование (manual testing)
·         Автоматизированное тестирование (automated testing)
·         Полуавтоматизированное тестирование (semiautomated testing)
По степени изолированности компонентов:
·         Компонентное (модульное) тестирование (component/unit testing)
·         Интеграционное тестирование (integration testing)
·         Системное тестирование (system/end-to-end testing)
По времени проведения тестирования:
·         Альфа тестирование (alpha testing)
·         Тестирование при приёмке (smoke testing)
·         Тестирование новых функциональностей (new feature testing)
·         Регрессионное тестирование (regression testing)
·         Тестирование при сдаче (acceptance testing)
·         Бета тестирование (beta testing)
По признаку позитивности сценариев:
·         Позитивное тестирование (positive testing)
·         Негативное тестирование (negative testing)
По степени подготовленности к тестированию:
·         Тестирование по документации (formal testing)
·         Эд Хок (интуитивное) тестирование (ad hoc testing)

Уровни тестирования

Модульное тестирование (юнит-тестирование) — тестируется минимально возможный для тестирования компонент, например, отдельный класс или функция. Часто модульное тестирование осуществляется разработчиками ПО.
Интеграционное тестирование — тестируются интерфейсы между компонентами, подсистемами. При наличии резерва времени на данной стадии тестирование ведётся итерационно, с постепенным подключением последующих подсистем.
Системное тестирование — тестируется интегрированная система на её соответствие требованиям.
Альфа-тестирование — имитация реальной работы с системой штатными разработчиками, либо реальная работа с системой потенциальными пользователями/заказчиком. Чаще всего альфа-тестирование проводится на ранней стадии разработки продукта, но в некоторых случаях может применяться для законченного продукта в качестве внутреннего приёмочного тестирования. Иногда альфа-тестирование выполняется под отладчиком или с использованием окружения, которое помогает быстро выявлять найденные ошибки. Обнаруженные ошибки могут быть переданы тестировщикам для дополнительного исследования в окружении, подобном тому, в котором будет использоваться ПО.
Бета-тестирование — в некоторых случаях выполняется распространение версии с ограничениями (по функциональности или времени работы) для некоторой группы лиц, с тем чтобы убедиться, что продукт содержит достаточно мало ошибок. Иногда бета-тестирование выполняется для того, чтобы получить обратную связь о продукте от его будущих пользователей.
Часто для свободного/открытого ПО стадия Альфа-тестирования характеризует функциональное наполнение кода, а Бета тестирования — стадию исправления ошибок. При этом как правило на каждом этапе разработки промежуточные результаты работы доступны конечным пользователям.

Тестирование «белого ящика» и «чёрного ящика»

В терминологии профессионалов тестирования (программного и некоторого аппаратного обеспечения), фразы «тестирование белого ящика» и «тестирование чёрного ящика» относятся к тому, имеет ли разработчик тестов доступ к исходному коду тестируемого ПО, или же тестирование выполняется через пользовательский интерфейс либо прикладной программный интерфейс, предоставленный тестируемым модулем.
При тестировании белого ящика (англ. white-box testing, также говорят — прозрачного ящика), разработчик теста имеет доступ к исходному коду программ и может писать код, который связан с библиотеками тестируемого ПО. Это типично для юнит-тестирования (англ. unit testing), при котором тестируются только отдельные части системы. Оно обеспечивает то, что компоненты конструкции — работоспособны и устойчивы, до определённой степени. При тестировании белого ящика используются метрики покрытия кода.
При тестировании чёрного ящика, тестировщик имеет доступ к ПО только через те же интерфейсы, что и заказчик или пользователь, либо через внешние интерфейсы, позволяющие другому компьютеру либо другому процессу подключиться к системе для тестирования. Например, тестирующий модуль может виртуально нажимать клавиши или кнопки мыши в тестируемой программе с помощью механизма взаимодействия процессов, с уверенностью в том, все ли идёт правильно, что эти события вызывают тот же отклик, что и реальные нажатия клавиш и кнопок мыши. Как правило, тестирование чёрного ящика ведётся с использованием спецификаций или иных документов, описывающих требования к системе. Как правило, в данном виде тестирования критерий покрытия складывается из покрытия структуры входных данных, покрытия требований и покрытия модели (в тестировании на основе моделей).
Если «альфа-» и «бета-тестирование» относятся к стадиям до выпуска продукта (а также, неявно, к объёму тестирующего сообщества и ограничениям на методы тестирования), тестирование «белого ящика» и «чёрного ящика» имеет отношение к способам, которыми тестировщик достигает цели.
Бета-тестирование в целом ограничено техникой чёрного ящика (хотя постоянная часть тестировщиков обычно продолжает тестирование белого ящика параллельно бета-тестированию). Таким образом, термин «бета-тестирование» может указывать на состояние программы (ближе к выпуску чем «альфа»), или может указывать на некоторую группу тестировщиков и процесс, выполняемый этой группой. Итак, тестировщик может продолжать работу по тестированию белого ящика, хотя ПО уже «в бете» (стадия), но в этом случае он не является частью «бета-тестирования» (группы/процесса).

Статическое и динамическое тестирование

Описанные выше техники — тестирование белого ящика и тестирование чёрного ящика — предполагают, что код исполняется, и разница состоит лишь в той информации, которой владеет тестировщик. В обоих случаях это динамическое тестирование.
При статическом тестировании программный код не выполняется — анализ программы происходит на основе исходного кода, который вычитывается вручную, либо анализируется специальными инструментами. В некоторых случаях, анализируется не исходный, а промежуточный код (такой как байт-код или код на MSIL).
Также к статическому тестированию относят тестирование требований, спецификаций, документации.

Регрессионное тестирование

Регрессио́нное тести́рование (англ. regression testing, от лат. regressio — движение назад) — собирательное название для всех видов тестирования программного обеспечения, направленных на обнаружение ошибок в уже протестированных участках исходного кода. Такие ошибки — когда после внесения изменений в программу перестает работать то, что должно было продолжать работать, — называют регрессионными ошибками (англ. regression bugs).
Обычно используемые методы регрессионного тестирования включают повторные прогоны предыдущих тестов, а также проверки, не попали ли регрессионные ошибки в очередную версию в результате слияния кода.
Из опыта разработки ПО известно, что повторное появление одних и тех же ошибок — случай достаточно частый. Иногда это происходит из-за слабой техники управления версиями или по причине человеческой ошибки при работе с системой управления версиями. Но настолько же часто решение проблемы бывает «недолго живущим»: после следующего изменения в программе решение перестаёт работать. И наконец, при переписывании какой-либо части кода часто всплывают те же ошибки, что были в предыдущей реализации.
Поэтому считается хорошей практикой при исправлении ошибки создать тест на неё и регулярно прогонять его при последующих изменениях программы. Хотя регрессионное тестирование может быть выполнено и вручную, но чаще всего это делается с помощью специализированных программ, позволяющих выполнять все регрессионные тесты автоматически. В некоторых проектах даже используются инструменты для автоматического прогона регрессионных тестов через заданный интервал времени. Обычно это выполняется после каждой удачной компиляции (в небольших проектах) либо каждую ночь или каждую неделю.
Регрессионное тестирование является неотъемлемой частью экстремального программирования. В этой методологии проектная документация заменяется на расширяемое, повторяемое и автоматизированное тестирование всего программного пакета на каждой стадии цикла разработки программного обеспечения.
Регрессионное тестирование может быть использовано не только для проверки корректности программы, часто оно также используется для оценки качества полученного результата. Так, при разработке компилятора, при прогоне регрессионных тестов рассматривается размер получаемого кода, скорость его выполнения и время компиляции каждого из тестовых примеров.
Цитата
«Фундаментальная проблема при сопровождении программ состоит в том, что исправление одной ошибки с большой вероятностью (20-50%) влечет появление новой. Поэтому весь процесс идет по принципу "два шага вперед, шаг назад".
Почему не удается устранять ошибки более аккуратно? Во-первых, даже скрытый дефект проявляет себя как отказ в каком-то одном месте. В действительности же он часто имеет разветвления по всей системе, обычно неочевидные. Всякая попытка исправить его минимальными усилиями приведет к исправлению локального и очевидного, но если только структура не является очень ясной или документация очень хорошей, отдаленные последствия этого исправления останутся незамеченными. Во-вторых, ошибки обычно исправляет не автор программы, а зачастую младший программист или стажер.
Вследствие внесения новых ошибок сопровождение программы требует значительно больше системной отладки на каждый оператор, чем при любом другом виде программирования. Теоретически, после каждого исправления нужно прогнать весь набор контрольных примеров, по которым система проверялась раньше, чтобы убедиться, что она каким-нибудь непонятным образом не повредилась. На практике такое возвратное (регрессионное) тестирование действительно должно приближаться к этому теоретическому идеалу, и оно очень дорого стоит.»
После внесения изменений в очередную версию программы, регрессионные тесты подтверждают, что сделанные изменения не повлияли на работоспособность остальной функциональности приложения. Регрессионное тестирование может выполняться как вручную, так и средствами автоматизации тестирования.

Тестовые скрипты

Тестировщики используют тестовые скрипты на разных уровнях: как в модульном, так и в интеграционном и системном тестировании. Тестовые скрипты, как правило, пишутся для проверки компонентов, в которых наиболее высока вероятность появления отказов или вовремя не найденная ошибка может быть дорогостоящей.

Покрытие кода

Покрытие кода — мера, используемая при тестировании программного обеспечения. Она показывает процент, насколько исходный код программы был протестирован. Техника покрытия кода была одной из первых методик, изобретённых для систематического тестирования ПО. Первое упоминание покрытия кода в публикациях появилось в 1963 году.
Критерии
Существует несколько различных способов измерения покрытия, основные из них:
·         Покрытие операторов — каждая ли строка исходного кода была выполнена и протестирована?
·         Покрытие условий — каждая ли точка решения (вычисления истинно ли или ложно выражение) была выполнена и протестирована?
·         Покрытие путей — все ли возможные пути через заданную часть кода были выполнены и протестированы?
·         Покрытие функций — каждая ли функция программы была выполнена
·         Покрытие вход/выход — все ли вызовы функций и возвраты из них были выполнены

Для программ с особыми требованиями к безопасности часто требуется продемонстрировать, что тестами достигается 100 % покрытие для одного из критериев. Некоторые из приведённых критериев покрытия связаны между собой; например, покрытие путей включает в себя и покрытие условий и покрытие операторов. Покрытие операторов не включает покрытие условий, как показывает этот код на Си:
printf("this is ");
if (bar < 1)
{
    printf("not ");
}
printf("a positive integer");
Если здесь bar = −1, то покрытие операторов будет полным, а покрытие условий — нет, так как случай несоблюдения условия в операторе if — не покрыт. Полное покрытие путей обычно невозможно. Фрагмент кода, имеющий n условий содержит 2n путей; конструкция цикла порождает бесконечное количество путей. Некоторые пути в программе могут быть не достигнуты из-за того, что в тестовых данных отсутствовали такие, которые могли привести к выполнению этих путей. Не существует универсального алгоритма, который решал бы проблему недостижимых путей (этот алгоритм можно было бы использовать для решения проблемы останова). На практике для достижения покрытия путей используется следующий подход: выделяются классы путей (например, к одному классу можно отнести пути отличающиеся только количеством итераций в одном и том же цикле), 100 % покрытие достигнуто, если покрыты все классы путей (класс считается покрытым, если покрыт хотя бы один путь из него).
Покрытие кода, по своей сути, является тестированием методом белого ящика. Тестируемое ПО собирается со специальными настройками или библиотеками и/или запускается в особом окружении, в результате чего для каждой используемой (выполняемой) функции программы определяется местонахождение этой функции в исходном коде. Этот процесс позволяет разработчикам и специалистам по обеспечению качества определить части системы, которые, при нормальной работе, используются очень редко или никогда не используются (такие как код обработки ошибок и т.п.). Это позволяет сориентировать тестировщиков на тестирование наиболее важных режимов.

Практическое применение
Обычно исходный код снабжается тестами, которые регулярно выполняются. Полученный отчёт анализируется с целью выявить невыполнявшиеся области кода, набор тестов обновляется, пишутся тесты для непокрытых областей. Цель состоит в том, чтобы получить набор тестов для регрессионного тестирования, тщательно проверяющих весь исходный код.
Степень покрытия кода обычно выражают в виде процента. Например, «мы протестировали 67 % кода». Смысл этой фразы зависит от того какой критерий был использован. Например, 67 % покрытия путей — это лучший результат чем 67 % покрытия операторов. Вопрос о связи значения покрытия кода и качеством тестового набора ещё до конца не решён.
Тестировщики могут использовать результаты теста покрытия кода для разработки тестов или тестовых данных, которые расширят покрытие кода на важные функции.
Как правило, инструменты и библиотеки, используемые для получения покрытия кода, требуют значительных затрат производительности и/или памяти, недопустимых при нормальном функционировании ПО. Поэтому они могут использоваться только в лабораторных условиях.

Метрика программного обеспечения

Метрика программного обеспечения (англ. software metric) — это мера, позволяющая получить численное значение некоторого свойства программного обеспечения или его спецификаций.
Поскольку количественные методы хорошо зарекомендовали себя в других областях, многие теоретики и практики информатики пытались перенести данный подход и в разработку программного обеспечения. Как сказал Том ДеМарко, «вы не можете контролировать то, что не можете измерить».

Метрики

Набор используемых метрик включает:
·         порядок роста (имеется в виду анализ алгоритмов в терминах асимптотического анализа и O-нотации)
·         количество строк кода
·         цикломатическая сложность
·         анализ функциональных точек
·         количество ошибок на 1000 строк кода
·         покрытие кода
·         покрытие требований
·         количество классов и интерфейсов
·         метрики программного пакета от Роберта Сесиль Мартина
·         связность

Критика

Потенциальные недостатки подхода, на которые нацелена критика:
Неэтичность: Утверждается, что неэтично сводить оценку работы человека к нескольким числовым параметрам и по ним судить о производительности. Менеджер может назначить наиболее талантливых программистов на сложнейший участок работы; это означает, что разработка этого участка займёт наибольшее время и породит наибольшее количество ошибок, из-за сложности задачи. Не зная об этих трудностях, другой менеджер по полученным показателям может решить, что программист сделал свою работу плохо.
Замещение «управления людьми» на «управление цифрами», которое не учитывает опыт сотрудников и их другие качества
Искажение: Процесс измерения может быть искажён за счёт того, что сотрудники знают об измеряемых показателях и стремятся оптимизировать эти показатели, а не свою работу. Например, если количество строк исходного кода является важным показателем, то программисты будут стремиться писать как можно больше строк и не будут использовать способы упрощения кода, сокращающие количество строк.
Неточность: Нет метрик, которые были бы одновременно и значимы и достаточно точны. Количество строк кода — это просто количество строк, этот показатель не даёт представление о сложности решаемой проблемы. Анализ функциональных точек был разработан с целью лучшего измерения сложности кода и спецификации, но он использует личные оценки измеряющего, поэтому разные люди получат разные результаты.

Обратная семантическая трассировка


Обратная семантическая трассировка (ОСТ) — метод контроля качества, который позволяет обнаруживать ошибки, утечку или искажение информации при создании проектных артефактов: документации, кода и т. д. Метод наиболее ценен на ранних стадиях разработки программного обеспечения, при создании требований и архитектуры будущей системы при отсутствии исполняемого кода для тестирования. ОСТ является частью P-Modeling Framework.

Вступление

Каждый этап процесса разработки программного обеспечения можно рассматривать как серию «переводов» с одного языка на другой. В самом начале проекта заказчик рассказывает команде свои требования к программе на естественном языке: русском, английском и т. д. Эти пожелания клиента иногда могут оказаться неполными, неясными или даже противоречащими друг другу. Первым шагом в цепочке «переводов» является определение и анализ пожеланий заказчика, их преобразование в формальный список требований для будущей системы. Затем требования становятся исходным материалом для архитектуры и проекта системы. Так шаг за шагом команда создает мегабайты кода, написанного на весьма формальном языке программирования. При переводе всегда существует риск ошибки, неправильного толкования или потери информации. Иногда это не имеет значения, но иногда даже небольшой дефект в спецификации требований может вызвать серьезные переделки системы на поздних стадиях проекта.
Чаще всего обратная семантическая трассировка применяется для:
·         Проверки UML моделей;
·         Проверки изменений в требованиях;
·         Проверки исправлений ошибок в коде;
·         Быстрой адаптации нового человека в команде (новому члену команды дают задание провести ОСТ сессию — он знакомится с программой, документацией, кодом и т. д. гораздо быстрее, так как ему необходимо не просто прочитать материал, но и проанализировать его).
·

Роли

Основными действующими лицами в процессе обратной семантической трассировки являются:
·         авторы артефактов (как исходного, так и результирующего);
·         реверс-инженеры;
·         группа экспертов для оценки качества артефакта;
·         менеджер проекта.

Процесс

Определить все артефакты проекта и их взаимосвязи
Обратная семантическая трассировка, как метод контроля качества, может быть применена к любому артефакту проекта, даже к любой части артефакта, вплоть до одной строки документа или кода. Однако очевидно, что выполнение такой процедуры для всех документов и изменений может создать ненужную нагрузку для проектной команды. Чтобы этого избежать, применение ОСТ должно быть обосновано. Какой объем ОСТ нужен для обеспечения качества — решает компания (в соответствие со стандартами качества и процессами, принятым в компании) и проджект менеджер (исходя из специфики конкретного проекта).
В общем случае, количество ОСТ сессий определяется важностью артефактов для проекта и уровнем контроля качества для этого артефакта (тестирование, верификация, рецензии и т. д.)
Количество ОСТ сессий определяется на этапе планирования проекта.
Прежде всего менеджер проекта создает список всех артефактов, которые будут созданы в процессе работы над проектом. Этот список может быть представлен в виде дерева, отображающего связи и отношения артефактов между собой. Артефакты могут быть представлены как в единственном экземпляре (например, документ описывающий ви́дение проекта), так и во многих экземплярах (например, задачи, дефекты или риски). Этот список может меняться в течение проекта, однако принцип принятия решения об ОСТ будет тем же.

Расставить приоритеты для артефактов
Следующий шаг — анализ важности артефактов и уровня контроля качества, который применяется по отношению к артефакту. Важность документа — это степень его влияния на успех проекта и качество финального продукта. Важность условно можно измерить по следующей шкале:
Очень высокая(1): качество артефакта очень важно для общего качества продукта и влияет на успех проекта в целом. Примеры таких артефактов: спецификация требований, архитектура системы, исправления критических ошибок в системе, риски с очень высокой вероятностью.
Высокая(2): артефакт имеет влияние на качество финального продукта. Например: тест кейсы, требования к интерфейсу и юзабилити, дефекты с высоким приоритетом, риски с высокой вероятностью.
Средняя(3): артефакт имеет среднее или косвенное влияние на качество конечного продукта. Например: план проекта, дефекты со средним приоритетом.
Низкая(4): артефакт имеет незначительное влияние на качество разрабатываемого программного продукта. Например: задачи программистов, косметические дефекты, риски с низкой вероятностью.
Уровень контроля качества для артефакта определяется в соответствии с объемом работ по обеспечению качества артефакта, вероятностью возникновения недоразумений и искажений информации в процессе его создания.
Низкий(1): Не предусмотрены тестирование или проверки (рецензии), недоразумения и потери информации очень вероятны, над артефактом работает распределенная команда, существует языковой барьер и т. д.
Средний(2): Рецензия не предусмотрена, над артефактом работает нераспределенная команда.
Достаточный(3): Предусмотрено рецензирование или парное программирование, над артефактом работает нераспределенная команда.
Отличный(4): Для артефакта предусмотрены парное программирование, верификация и\или тестирование, автоматическое или юнит тестирование. Есть инструменты для создания или тестирования артефактов.

Определить, кто будет проводить ОСТ

Успех ОСТ сессий во многом зависит от правильного выбора реверс-инженеров — они должны обладать достаточной компетенцией, чтобы суметь восстановить родительский артефакт. Но в то же время, реверс инженеры не должны знать деталей проекта, чтобы избежать предвзятости при восстановлении информации. В идеале, это должны быть инженеры из другого проекта, использующего сходные технологии или процессы.

Провести ОСТ

Процесс обратной семантической трассировки начинается, когда решение о ее необходимости принято и назначены ответственные инженеры для ее выполнения.
Менеджер проекта определяет какие документы будут являться входными для данной сессии ОСТ. Например, это может быть дополнительная информация, которая позволит реверс-инжерену восстановить родительский артефакт более полно. Рекомендуется также дать информацию о размере восстанавливаемого артефакта, чтобы помочь реверс-инженерам определить объем работы: это может быть одна-две строки или несколько страниц текста. И хотя восстановленный текст может не совпадать с исходным по количеству слов, эти величины должны быть соизмеримы.
После этого реверс-инженеры берут артефакт и восстанавливают из него исходный текст. ОСТ сессия сама по себе занимает около часа (для 1 страницы текста, примерно 750 слов)

Оценить качество артефактов

Чтобы завершить ОСТ сессию, необходимо сравнить исходный и восстановленный текст и оценить качество артефактов. Решение о переработке, доработке и исправлении артефактов делается на основании этой оценки.
Для оценки формируется группа экспертов. Эксперты должны иметь представление о предметной области проекта и иметь достаточно опыта, чтобы оценить качество артефакта. Например, аналитик может быть экспертом для сравнения и оценки документа описывающего видение проекта и видения, восстановленного из требований и сценариев.
Критерии оценки и шкала:
1.       Восстановленный и оригинальный тексты имеют очень большие смысловые различия и потери критической информации.
2.       Восстановленный и оригинальный тексты имеют смысловые различия, потерю или искажение важной информации.
3.       Восстановленный и оригинальный тексты имеют смысловые различия, незначительную потерю или искажение информации.
4.       Восстановленный и оригинальный тексты близки по смыслу, незначительное искажение информации.
5.       Восстановленный и оригинальный тексты очень близки, информация не потеряна (искажена).
Каждый эксперт даёт свою оценку, затем вычисляется средняя оценка (среднее арифметическое). В зависимости от этой оценки, проджект менеджер принимает решение о исправлении артефактов, переделке их или доработке.
Если оценка ОСТ находится между 1 и 2 — качество артефакта очень низкое. Рекомендуется переработать не только тестируемый артефакт, но и родительский, для того чтобы внести однозначность в представленную там информацию. В этом случае может потребоваться несколько сессий ОСТ после доработки артефактов.
Для артефактов с оценкой от 2 до 3 требуется доработка оцениваемого артефакта и рекомендуется ревью родительского артефакта для того, чтобы понять, что привело к потере информации. Дополнительные ОСТ сессии не требуются.
Если средняя оценка от 3 до 4, требуется доработка тестируемого артефакта, чтобы исправить неточности.
Если оценка больше 4, это подразумевает что артефакт хорошего качества, доработка не предполагается.
Естественно, финальное решение принимает менеджер проекта, и оно должно учитывать причины расхождений в исходном и восстановленном текстах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий